Cверчок Чукотский Дима Широков (cbep4yk) wrote,
Cверчок Чукотский Дима Широков
cbep4yk

Category:

Рецензия С.Ю.Шокарева на фильм "Территория"

Сергей Юрьевич разразился рецензией на фильм и даже любезно представил право мне опубликовать эту рецензию.

Кино про бородатых геологов

(Фильм «Территория» Александра Мельника по роману Олега Куваева)


territoriya-1.jpg
Как водится, начнем с комплементарной части.

Хорошо, что в связи с выходом фильма я собрался и прочитал «Территорию» и некоторые другие вещи Куваева, до которых раньше не доходили руки. Хорошая проза, сильная. Чем-то похожа на Визбора, правда, у Юрия Иосифовича с сюжетами посильнее, но величия у Куваева это не отнимает. Тем более, что прочел я далеко не все – автобиографию, «Два цвета земли между двух океанов», рассказы.

Авторы фильма тоже читали, и потому начали кино с эпизода, который есть в автобиографии – побега голого героя по льду за взбесившейся упряжкой (у Куваева, правда, понятно почему он догнал упряжку, а в фильме – не очень). Конечно, радует богатая фактура – безумной красоты пейзажи, зимние виды вокруг Провидения и все такое. Летом, как я понял, снимали на плато Путорана, поэтому там много лесотундры и горных хребтов. Впрочем, Куваев нигде и не говорит, что действие происходит на Чукотке – у него какие-то абстрактные Поселок и Территория. Создатели фильма довели это до абсурда, показав на фасаде Геологического управления табличку с надписью: «Геологическое управление Территории». Не думаю, что это было сделано сознательно, скорее всего, от недопонимания.

Еще о хорошем. Хорош, безусловно, Евгений Цыганов в роли пижона Гурина. Хороша Ксения Кутепова (Сергушова), хотя ее образ сильно углубили, сделав из случайной фигуры заезжей журналистки главного рассказчика, автора романа о поисках золота (есть у нее, правда глупый эпизод в самом начале фильма, но тут актриса не виновата). Вполне адекватен Баклаков (Григорий Добынин) – простой советский супермен. Правда, у Куваева Баклаков думает, страдает, размышляет, проходит этапы становления и развития; в фильме он гораздо проще. Зато Чинков-Будда (Константин Лавроненко) из сакральной фигуры, которой он представлен у Куваева, превратился в мрачного Хемингуэя в сером свитере и лохматой бородой. Бороды и свитера – классические атрибуты «мохнатого геолога» – проходят через весь фильм магистральной линией. Вероятно, без бороды геолог казался создателям киноленты не убедительным. Бородаты все, кто не бородат у Куваева – Чинков, Монголов (Куваев особо подчеркивает, что тот ежедневно брился в поле), Баклаков, который отращивал бороду только в поле, а зимой брился. Не бородаты только Гурин (и тот регулярно обрастает, что нормально) и Жора Апрятин (Владислав Абашин) с модной щетиной, которую непонятно как поддерживает. То же и со свитерами. Чинков в свитере почти постоянно, даже в управлении и на совещании у Робыкина; лишь в Москве, в Министерстве геологии все же появляется в рубашке. Апрятов и Монголов сидят в свитерах в палатках и явно жарятся, но терпят. Другой бы снял, они не могут – художник по костюмам не велит.

Впрочем, это мелочи. Как и другие странные нестыковки, выдающие слабое знакомство авторов с полевой жизнью. Вот Монголов (Егор Бероев) ходит по базе с винтовкой Мосина. Зачем? Чинков еще круче – топает по тундре с ППШ на груди. Медведей он расстреливать собрался или беглых з/к? Тяжесть неимоверная, почему бы не взять ружье? У Куваева, конечно, ППШ нет. Забавно видеть в штабной палатке у Монголова, когда ему туда принесли самородок, на столе миску с недоеденной гречкой. Чего ради она там оказалась? Ну, допустим, Монголов – начальник, утащил с общего стола харч к себе в палатку. А чего не доел? Он же не мальчик шести лет, а здоровый мужик в поле, не избалованный, жрать-то хочется. Видно, гречки была нужна для красивой картинки.

Может, конечно, показаться, что я придираюсь к мелочам. Возможно. Но кроме деталей захромала вдруг и драматургия. Я понимаю, что фильм не дословное воплощение книги и некоторые отступления от сюжета (а в конце и вовсе неожиданный экшен) авторы вполне могли себе позволить. Но ряд нестыковок выдают слабое знакомство кинематографистов с предметом, а иные – простую невнимательность.

Например, партия Жоры Апрятина завершает сезон. Один из работяг открыто поднимает против Начальника бунт, чуть ли не матерно его посылает: – Работу кончаем и баста! У Куваева, конечно, этого нет, хотя работяги и ворчат, но никто Начальнику в лице не хамит. Это вообще неслыханно, особенно, в те времена. У Апрятина, между прочим, пистолет есть, с которым он все время нянчиться. Тем не менее, Жора это молча глотает, не пытаясь спасти авторитет. Потом – сплав по реке, выход к морю и те же работяги, принят по глотку спирта, заявляют: Мы за тебя, Начальник, в огонь и в воду! Подобрели, видать. Кроме этого, там еще два ляпа. Прибыв на берег океана, на место встречи с «эскимосскими лодками» команда Жоры по призыву Начальника начинает пить спирт «за окончание сезона». В кино, конечно, это можно делать, но в поле расслабляться и считать, что сезон окончен рановато. Еще неизвестно, сколько так можно на берегу просидеть, ожидая вельботы. Лучше праздновать уже в дороге или по прибытии в поселок (у Куваева пьют на судне, которое их забирает). Впрочем, ребятам повезло, и вельботы появляются уже минуты через две после того как они выпили по глоточку. Ладно, Жора их не сразу увидел, занятый разборками с Гуриным, но работяги вообще не реагируют на долгожданный транспорт, который повезет их в сторону цивилизации, а увлечены консервами и болтовней.

Еще один смешной момент с Апрятиным. Приезжает Чинков и дает ему указание искать золото вместо олова. Спокойно дает, распоряжается. Нервный Жора на пустом месте зашаривает: – И прошу на меня не кричать! – хотя никто на него и не кричал (в книге-то – кричал Чинков).

Странно получается с Баклаковым и Гуриным. Гурин, конечно, пижон и выпендрежник, но в фильме совершенно непонятно, чем он успел так восстановить против себя Баклакова, что тот признается Чинкову во время прогулки на крыльце управления:

С Гуриным у меня нет контакта. По личным причинам (Чинков на это вообще не реагирует, а у Куваева жестко отвечает, мол, твои проблемы меня не интересуют).

В книге понятно почему: Гурин повел себя по-хамски, и даже получил за это в морду, – а здесь на пустом месте. С журналисткой сошелся? Да Баклаков на нее и не претендовал. Когда Гурин ломает ноги, Баклаков, согласно тексту Куваева, «ненавидел его». А с чего бы? В книге ясно – Гурин постоянно кричит от боли, и Баклакова это раздражает, а в фильме Андрей при Баклакове не кричит, а кричит, находясь в упряжке Кьяе. С Гуриным и Кьяе вообще происходит некрасивая история. Старик загоняет насмерть оленей, затем бросает Гурина (тот перестает кричать – видеть, полегчало), и бежит по заснеженной тундре с какой-то длинной доской на плечах. Куда бежит? На метеостанцию, за самолетом? Почему с доской? Совершенно неясно. Никакой связи между бегущим стариком и появлением самолета, спасающим Гурина, не прослеживается. Получается, что дед бросил искалеченного геолога и сбежал, а самолет сам собой прилетел.

Теперь к финалу. Я ожидал, что Баклаков найдет золото в конце фильма, а не в отдаленной перспективе как у Куваева. Но поворот с восстанием работяги Седого был неожиданным. Пожалуй, ход неплохой, хотя логика и тут хромает. Ну ладно, положим, крышу снесло у человека при слове «золото». В описательном сюжете Куваева появляется драма, а Апрятин получает возможность реабилитироваться. Но пробежка работяги Кефира с товарищами от лагеря по льду, километра на три (если не больше) за сигнальной ракетой Апрятина – совершенно невероятна. В жизни Кефир ни за что бы не побежал, а крикнул бы начальникам и те бы погнали вездеход, который тут же стоит и мотор не глушит или упряжку на худой конец. Но нет же, побежали и даже собак обогнали на своих двоих, три мужика.

Конечно, подобные наблюдения моно было бы и продолжить. Чего стоит хотя бы здание управления с изящными наличниками, симпатично покрашенное в голубой цвет. Это же не Дания и даже не Вологда, чтобы такой ажур с перильцами стоял прямо на берегу Северного Ледовитого океана. Тем более, в 1930—1950-е гг. Главное, что из таких нестыковок вырисовывается печальное свойство фильма – его клюквенность. Да, романтика (Варвара Визбор поет, хотя был бы уместнее Городницкий), героика, хорошо, что не про ментов и бандитов, но важное качество хорошего кино – жизненность – увы, утеряна.

Фильм завершается десятками благодарностей. Благодарят создатели фильма лично Путина, Медведева, Шойгу (как председателя РГО), всех губернаторов, где снимали, местных начальников, Мединского, зачем-то Собянина, даже Горбенко (есть такой деятель в московской мэрии) и многих многих иных чиновников. Не могу себе представить, чтобы в 1970-е гг. кинематографисты благодарили в конце фильме Л.И. Брежнева и все Политбюро. Какой-то лизоблюдский перебор.

Ну и последнее. Евражку я Александру Мельнику не прощу! В начале романа, в лагере Монголова, работяга Кефир кормит евражку и беседует с ней. Евражку зовут Марина. Авторы фильма снимали лето на плато Путорана. Евражек, там, вероятно, нет. Поэтому, ничтоже сумняшеся, вместо евражки – гордого дикого зверька – в кадре появляется крыса в клетке, которой мускулистая рука трудяги через клетку просовывает кусочек сыра. Ну, не стыдно!


P8093310.JPG

В следующей записи будут старые фото Куваева, ссылки, какие-то мои небольшие поправки и суждения
Tags: "Территория", Бероев, Куваев, Провидения, Шокарев, геологи, евражки, кино, рецензии, фильм
Subscribe

  • Полевой дневник отца 1972 и далее, до 1974

    Это "полевой дневник" моего отца - Широкова Юрия Александровича. По-существу, блокнот, который он вёл в командировках на Чукотке. Командировался, как…

  • Видео Чукотка ЧАЭ 2001

    По случаю пришло в голову выложить старый фильм: Чукотка 2001. Археологическая экспедиция на Эквене и мысе Верблюжьем. Видео-фильм, сделанный Петей…

  • Анадырь Татьяны Устиновой

    Недавно случайно обнаружил комментарий к одной фотографии (Аркадия Сухонина в моём альбоме) ВК Алена Ковалева Читаю Устинову " Где-то на краю…

promo cbep4yk july 20, 2016 19:53 7
Buy for 20 tokens
Сделал новую "партию" вот вид с другой стороны: неожиданно оказалось, что в этот раз я их заметно увеличил. предыдущие были мелкие 2-3 см, а эти: большие 7,5 см, средние 6 см, малые 5,5 см. моржовый клык (коричневые - ископаемый моржовый клык), резьба, гравировка. Продаются…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments

  • Полевой дневник отца 1972 и далее, до 1974

    Это "полевой дневник" моего отца - Широкова Юрия Александровича. По-существу, блокнот, который он вёл в командировках на Чукотке. Командировался, как…

  • Видео Чукотка ЧАЭ 2001

    По случаю пришло в голову выложить старый фильм: Чукотка 2001. Археологическая экспедиция на Эквене и мысе Верблюжьем. Видео-фильм, сделанный Петей…

  • Анадырь Татьяны Устиновой

    Недавно случайно обнаружил комментарий к одной фотографии (Аркадия Сухонина в моём альбоме) ВК Алена Ковалева Читаю Устинову " Где-то на краю…